|
| Каталог статей | |
ТЭ120
Самым сложным по конструкции является коллекторный тяговый
электродвигатель, работающий на однофазном токе нормальной частоты,
потом идет коллекторный электродвигатель однофазного тока пониженной
частоты, далее пульсирующего тока и затем постоянного тока.
Наиболее простым и требующим минимального ухода в эксплуатации является
асинхронный тяговый электродвигатель с короткозамкнутым ротором.
Поэтому у специалистов, занимающихся проектированием и эксплуатацией
локомотивов, уже давно возникло желание использовать асинхронные
тяговые электродвигатели на электровозах и тепловозах. Достаточно
длительный опыт эксплуатации за рубежом асинхронных электродвигателей
на электровозах переменного тока с машинными преобразователями или с
двухпроводной контактной сетью показал, что такие электродвигатели
работают весьма устойчиво. В то же время наличие громоздкого машинного
преобразователя (расщепителя фаз) и крайне ограниченные возможности
регулирования скорости сдерживали распространение на локомотивах
асинхронных тяговых электродвигателей. Развитие электронной техники,
позволяющей создать преобразователи для регулирования скорости в
широких пределах и свести к минимуму работу по уходу за оборудованием
локомотивов и его ремонту, вновь повысили интерес к бесколлекторным
машинам. В 1967 г. Новочеркасский электровозостроительный завод
построил макетную секцию восьмиосного электровоза переменного тока, а в
1971 г.- восьмиосный электровоз ВЛ80А-751 с асинхронными тяговым
электродвигателями. После этого Ворошиловградский тепловозостроительный
завод спроектировал и совместно с электротехническими заводами создал
макетный шестиосный грузовой тепловоз ТЭ120-001 с асинхронными тяговыми
электродвигателями. Монтаж оборудования на этом тепловозе был закончен
в 1975 г., а испытания электрического оборудования начались с января
1976 г.
Кузов и главная рама опытного тепловоза унифицированы с кузовом и
главной рамой тепловоза серии 132, представляющего видоизмененный для
колеи 1435 мм тепловоз ТЭ109; тележки схожи с бесчелюстными тележками
тепловоза серии 130, в них использован также ряд узлов тележек
тепловозов 2ТЭ116 и серии 140, изготовляемых для железных дорог ГДР.
Основным отличием тележек опытного тепловоза от тележек тепловоза
2ТЭ116 является применение колесно-моторных блоков с опорно-рамной
подвеской тяговых электродвигателей, полых валов и резинокордных
элементов. Колеса тепловоза имеют диаметр 1050 мм, передаточное число
редукторов 75:22=3,41. Длина тепловоза по осям автосцепок 27 670 мм.
На тепловозе установлен дизель-генератор 2-9ДГ, состоящий из дизеля
2-5Д49 (16ЧН 26/26) номинальной мощностью 4000 л.с. (2942 кВт),
тягового агрегата А-711 и смонтированного на нем стартер-генератора
СТГ-7. Дизель четырехтактный, 16-цилиндровый, V-образный. Номинальная
частота вращения коленчатого вала 1000 об/мин, расход топлива при
номинальной мощности 155+8 г/э.л.с- ч. Тяговый агрегат А-711 состоит из
синхронного тягового генератора ГС-504А и вспомогательного генератора
ГС-507. Генератор ГС-504А мощностью 2800 кВт (напряжение 350/575 В, ток
2х2480/2х1500 А) весит 6500 кг. Совмещение в одном агрегате тягового и
вспомогательного генераторов, а также самовозбуждение генератора
собственных нужд и возбуждение тягового генератора с использованием
генератора собственных нужд осуществлены впервые в отечественном
тепловозостроении.
Вырабатываемый тяговым генератором переменный ток (статорные обмотки
генератора соединены в две <звезды>) частотой 35 -100 Гц
преобразуется выпрямительной установкой УВКТ-5 в постоянный. Эта
установка ранее была применена на тепловозах ТЭ109, а затем 2ТЭ116.
Постоянный ток с помощью преобразователя частоты ПЧТ-ЗУ2, имеющего
шесть автономных инверторов ШИ-1БУ2 (по одному на тяговый
электродвигатель) преобразуется в трехфазный регулируемый от 0,4 до 120
Гц частоты. Номинальная мощность преобразователя 6х250 кВт. Асинхронные
тяговые электродвигатели ЭД-900 имеют номинальную мощность 380 кВт,
номинальный ток 415 А, фазное напряжение 380/550 В, частоту вращения
ротора 490/2460 об/мин, коэффициент полезного действия в
продолжительном режиме 90%, масса электродвигателя 2390 кг.
Тяговый агрегат А-711 и тяговые электродвигатели изготовлены
Харьковским заводом "Электротяжмаш", выпрямительная установка -
Таллиннским электротехническим заводом.
Величина подводимого к тяговым электродвигателям напряжения
регулируется возбудителем тягового генератора. Имеются три зоны
регулирования тяговых электродвигателей; пусковая, постоянной мощности
и ограничения напряжения. Для автоматического регулирования
используются изменения тока возбуждения тягового генератора и изменение
магнитного потока тяговых электродвигателей. Частота напряжения тяговых
электродвигателей регулируется путем введения отрицательной обратной
связи по магнитному потоку электродвигателя, а в зоне ограничения
напряжения - введением отрицательной обратной связи по напряжению в
звене постоянного тока преобразователя частоты.
На тепловозе установлены компрессор ПК-5,25, приводимый электродвигателем, и аккумуляторная батарея 48ТН-450.
Общая масса тепловоза 132 т; расчетная длительная сила тяги при
скорости 30 км/ч 255 кН (26 000 кгс); конструкционная скорость 120
км/ч; минимальный радиус проходимых тепловозом кривых 125 м. Запас
топлива 6000 кг, песка 450 кг.
В декабре 1978 г. тепловоз совершил первую поездку по путям МПС в ходе
наладочных испытаний. В 1979 г. ВНИТИ проводил испытания тепловоза в
эксплуатационных условиях на участке Ново-Кондрашевская - Старобельск
Донецкой железной дороги. Испытания показали, что при скорости 35-100
км/ч коэффициент полезного действия тепловоза составляет 0,29, а к.п.д.
передачи при скорости 55-57 км/ч достигает 0,85. Установлено также, что
тепловоз при скоростях ниже 35-40 км/ч склонен к боксованию.
На основании результатов испытаний макетного образца тепловоза с
асинхронными тяговыми электродвигателями была сделана рекомендация о
постройке опытного двухсекционного тепловоза 2ТЭ120.
|
Категорія: Тепловозы | Додав: railroadersclub (13.03.2009)
|
Переглядів: 1233
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Форма входу |
|
|
Пошук |
|
|
Залізниці України |
|
|
Сайт існує |
|
|
|
|