|
| Каталог статей | |
ТЭ50
В 1957 г. на Коломенском тепловозостроительном заводе им. В. В.
Куйбышева был спроектирован односекционный грузовой тепловоз типа 3о-3о
с электрической передачей и дизелем 10Д45 с номинальной мощностью 3000
л. с. В соответствии с проектом этот тепловоз должен был иметь вес в
рабочем состоянии 134,4 т, т. е. нагрузку от колесной пары на рельсы
22,4 т, конструктивную скорость 100 км/ч и развивать при длительном
режиме силу тяги 25000 кГ и скорость 25 км/ч (длительную мощность на
ободе колес 2300 л. с.).
Проект тепловоза выполнен под руководством главного конструктора
Коломенского завода Л. С. Лебедянского и его заместителя Г. А. Жилина.
Авторы проекта выбрали из четырех разработанных вариантов тележку, у
которой колесные пары с диаметром колес 1050 мм, буксы и редуктор
полностью взаимозаменяемы с такими же узлами тепловоза ТЭ3. Рессорная
система тележки двухступенчатая: первая ступень—пружины (статический
прогиб 38 мм), вторая ступень— эллиптические листовые рессоры люлек
(статический прогиб 64 мм).
В конце 1958 г. Коломенский завод закончил постройку тепловоза, который
получил обозначение ТЭ50-0001. Дизель 10Д45 спроектирован на заводе под
руководством инженеров П. М. Мерлис, М. Г. Шифрина и Ф. А. Щеглова.
Прототипом для этого дизеля послужил дизель 40Д, изготовляемый серийно.
Дизель 10Д45 двухтактный, 16-цилиндровый с V-образным расположением
цилиндров, прямоточно-клапанной продувкой и газотурбинным
двухступенчатым наддувом с промежуточным охлаждением воздуха; диаметр
цилиндров - 230 мм, ход поршня главного шатуна - 300 мм, прицепного
шатуна - 304,3 мм, развал цилиндров - 45*. Номинальную мощность 3000 л.
с. дизель развивает при 750 оборотах коленчатого вала в минуту;
минимальная скорость вращения вала - 400 об/мин; расход топлива при
номинальной мощности составляет 175—180 г/э.л.с. ч. Дизель без рамы
весит 11000 кг против 16000 кг дизеля 2Д100. Пуск дизеля 10Д45
производится главным генератором, работающим в режиме пуска в качестве
электродвигателя с последовательным возбуждением, питаемым свинцовой
аккумуляторной батареей 32ТН-450 (32 элемента емкостью по 450 а*ч при
10-часовом разряде). Для охлаждения масла дизеля применен
теплообменник, где тепло передается воде, а последняя в свою очередь,
как и вода общей системы охлаждения, поступает в радиатор, через
который вентилятором прогоняется воздух.
Главный генератор МПТ-120/55 постоянного тока с независимым
возбуждением и принудительной вентиляцией имеет номинальную мощность
2000 кВт (напряжение 475/700 в; ток 4200/2780 а). На тепловозе
установлен двухмашинный агрегат, состоящий из вспомогательного
генератора ВГТ-275/150 и возбудителя ВТ-275/120.
На локомотиве применены такие же, как на тепловозе ТЭ10 Харьковского
завода транспортного машиностроения, тяговые электродвигатели ЭДТ-340 с
принудительной вентиляцией, рассчитанные на номинальную мощность 310
квт (номинальное напряжение 475 в, ток 705 а). Максимальная скорость
вращения якоря - 2230 об/мин. Предусмотрены две ступени ослабления
поля: 55 и 35% возбуждения.
Вспомогательные машины тепловоза — компрессор КТ6, вентиляторы тяговых
электродвигателей и вентиляторы холодильников - приводятся
электродвигателями постоянного тока с напряжением 220 в. Электроэнергия
для этих машин вырабатывается вспомогательным генератором мощностью 165
квт (220 в, 750 а при 1300 об/мин).
Тепловоз оборудован воздухораспределителями МТЗ-135со скоростным
регулятором; все шесть колесных пар тормозные с двусторонним нажатием,
Фактический вес тепловоза в рабочем состоянии достиг 139,2 т, т. е.
нагрузка от колесной пары на рельсы составила 23,2 т. Запас топлива -
6800 кГ, масла 1200 кг, воды - 1300 кг, песка - 600 кг.
Тепловоз ТЭ50-0001 демонстрировался на выставке локомотивов в Москве,
затем с февраля 1959 г. проходил заводские испытания, при которых его
дизель-генераторная группа работала на реостаты, а в ноябре-декабре
этого же года находился в опытной эксплуатации на участке Кочетовка -
Рыбное Московской дороги. В 1960—1961 гг. тепловоз ТЭ50-0001 совместно
с тепловозом ТЭ10 и электровозом ВЛ60 был подвергнут динамическим и
путевым испытаниям ВНИТИ. Особых преимуществ и недостатков тепловоза
ТЭ50-0001 по сравнению с тепловозом ТЭ10 выявлено не было.
Поездки тепловоза ТЭ50-0001 показали удовлетворительную работу всего
основного оборудования и в то же время выявили отдельные недостатки его
конструкции, относящиеся главным образом к удобству доступа к отдельным
частям при осмотрах и ремонте.
Больше тепловозов ТЭ50 Коломенский завод не строил в связи с загрузкой
по выпускам пассажирских тепловозов ТЭП60 и началом постройки
тепловозов ТЭ10. Первый же тепловоз, построенный Коломенским заводом
после Великой Отечественной войны (ТЭ50-0001), в эксплуатацию не
поступил и остался на заводе.
|
Категорія: Тепловозы | Додав: railroadersclub (13.03.2009)
|
Переглядів: 1021
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Форма входу |
|
|
Пошук |
|
|
Залізниці України |
|
|
Сайт існує |
|
|
|
|