|
| Каталог статей | |
ТЭ1-20
После принятия правительственного решения о возобновлении
строительства тепловозов в Советском Союзе и организации их
изготовления на бывшем Харьковском паровозостроительном заводе туда
была направлена с Коломенского машиностроительного завода группа
специалистов по проектированию и постройке локомотивов, в том числе М.
Н. Щукин и А.А. Кирнарский. Харьковскому заводу также был передан
неэксплуатировавшийся тепловоз Да20-52, оборудование которого побывало
в морской воде во время транспортировки. Конструкция и основные
параметры тепловоза серии Да были вполне приемлемыми для первого
послевоенного типа дизельного локомотива и весьма перспективными для
маневровых тепловозов. По сравнению с тепловозами серии Ээл довоенной
постройки тепловозы серии Да имели более быстроходные и легкие дизели,
большую сцепную массу при меньшей на 14 т общей массе и большую
максимальную скорость.
На Харьковском заводе, который в дальнейшем стал называться Харьковским
заводом транспортного машиностроения, рабочее проектирование тепловоза
типа 0-30-0-0-30-0 вели две группы под руководством А. А. Кирнарского
(механическая часть) и Н. Д. Вернера (дизель); возглавлял всю работу по
проектированию тепловоза инженер М. Н. Щукин. Проектированием и
изготовлением тяговых электродвигателей и электроаппаратов занимался
московский завод "Динамо" им. С. М. Кирова, а тягового генератора и
двухмашинного агрегата - Харьковский электромашиностроительный завод.
Выполненные во время рабочего проектирования чертежи и технические
указания предусматривали обеспечение требований государственных
стандартов, применение метрических единиц физических величин и
использование некоторых материалов и оборудования, не употреблявшихся
на тепловозах серии Да. В частности, был изменен диаметр движущих колес
с 1016 мм первоначально на 1014 мм, а затем на 1050 мм (с тепловоза №
122); вместо тормозных приборов Вестингауза были применены краны
машиниста № 184 системы Ф. П. Казанцева и воздухораспределители № 135
системы И. К. Матросова. Для аккумуляторных батарей были выбраны
элементы иного типа; батарея получила обозначение 32ТН-550 (32
элемента, общее напряжение 64 В, емкость 550 А-ч). У дизелей были
изменены диаметр цилиндров (318 мм) и ход поршней (330 мм). При
сохранении номинальных значений частоты вращения вала дизеля на 1-й,
7-й и 8-й позициях главной рукоятки контроллера (соответственно 270,
675 и 740 об/мин) были несколько изменены частоты вращения на 2-й - 6-й
позициях (355, 430,495. 555 и 615 об/мин соответственно).
На тепловозах первоначально устанавливались компрессоры 3СБ, подобные
компрессорам тепловозов серии Да. В дальнейшем вместо них стали
использоваться анапогичныекомпрессоры 1КТ, у которых значения в
миллиметрах диаметров цилиндров и хода поршней были округлены до целых
чисел.
На тепловозе были применены: тяговый генератор МПТ-84/39 (620 кВт,
900В, 1150 А, 740 об/мин, 4500 кг), двухмашинный агрегат (1776 об/мин,
385 кг), состоявший из вспомогательного генератора МВГ-25/11 (5 кВт, 75
В) и возбудителя МВТ-25/9 (3,6 кВт, 55 В, 65 А), тяговые
электродвигатели ДК-304 Б (параметры длительного режима: 98 кВт, 157 В,
725 А, 270 об/мин; масса 2480 кг).
Масса тепловоза с полным запасом топлива, смазки и песка была 123,9 т.
Запас топлива составлял 5150 кг, смазки 320 кг, песка 1200 кг.
Длительная сила тяги при скорости 12 км/ч равнялась 16 000 кгс;
максимальная скорость при диаметре колес 1014 мм-90 км/ч, при диаметре
1050 мм - 93 км/ч. Минимальный радиус проходимых тепловозом кривых был
125 мм.
Первый тепловоз ТЭ1-20-001 Харьковский завод транспортного
машиностроения выпустил в марте 1947 г. Серия ТЭ1-20 означала: тепловоз
с электрической передачей, тип первый, нагрузка от колесной пары на
рельсы 20 тс.
С 1949 г. тяговые электродвигатели и электроаппаратуру для тепловозов
начал изготовлять Харьковский завод тепловозного электрооборудования, а
выпуск этих машин и аппаратов на заводе "Динамо" был прекращен.
Первоначально тепловозы серии ТЭ1 направлялись для работы на
Орджоникидзевскую, Ашхабадскую, Рязано-Уральскую железные дороги, а
затем и на многие другие. В 1948 - 1949 гг. тепловозы серии ТЭ1
работали на Московско-Курской железной дороге. Здесь они обслуживали
сначала местные пассажирские поезда на участке Москва - Серпухов, а
потом и дальние на участке Москва - Скуратово.
Большинство тепловозов серии ТЭ1 было исключено из парка железных дорог в период 80-х годов.
|
Категорія: Тепловозы | Додав: railroadersclub (13.03.2009)
|
Переглядів: 1221
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Форма входу |
|
|
Пошук |
|
|
Залізниці України |
|
|
Сайт існує |
|
|
|
|