|
| Каталог статей | |
ТЭ109 и 2ТЭ109
В конце 1967 г. Ворошиловградский завод изготовил два опытных
шестиосных тепловоза ТЭ109, имеющих четырехтактные дизели и
электрическую передачу переменно-постоянного тока.
Кузов тепловоза цельнонесущий; в его конструкции применены аллюминиевые
сплавы. Тележки бесчелюстные типа примененных на опытных тепловозах
2ТЭ10Л, и в дальнейшем на тепловозах 2ТЭ10В. Передаточное отношение
редуктора 15:68=1:4,533, предусмотрена возможность применения редуктора
с передаточным отношением 20:63=1:3,15 для использования тепловоза с
пассажирскими поездами. Тепловоз вписан в габарит 02-Т. Длина тепловоза
по осям 20 170 мм, общая колесная база 15 550 мм.
На тепловозе установлен V-образный четырехтактный
шестнадцатицилиндровый дизель 1А-5Д49 (16ЧН26/26), имеющий номинальную
мощность 3000 л. с. при частоте вращения вала 1000 об/мин. Диаметр
цилиндров 260 мм, ход поршня 260 мм. Применен газотурбинный наддув и
непосредственный впрыск топлива. Вес дизеля с поддизельной рамой
(сухой) 17500 кгс, расход топлива при номинальной мощности 180
г/(э.л.с.ч).
На тепловозе ТЭ109 впервые в Советском Союзе применена электрическая
передача переменно-постоянного тока, проект которой был выполнен
харьковским заводом "Электротяжмаш". Эта передача позволяет иметь более
легкий и надежный главный генератор. Тяговый генератор переменного тока
ГС-501А мощностью 2000 кВт с независимым возбуждением и принудительной
вентиляцией представляет собой двенадцатииполюсную синхронную машину;
на статоре генератора расположены две трехфазные обмотки, сдвинутые
относительно друг друга на 30 . Обмотка ротора получает питание от
возбудителя ВС-650 через выпрямитель. Возбудитель имеет номинальную
мощность 26 кВт (напряжение 287 В, ток 146 А, частота тока 220 Гц при
частоте вращения ротора 3300 об/мин), вес возбудителя 355 кгс.
Для выпрямления тока служит установка УВКТ-2. Каждое плечо трехфазного
моста имеет десять параллельных цепей, в которых включено по два
вентиля ВЛ-200-8 последовательно. Общее количество вентилей 240.
Вес электродвигателя 3000 кгс, вентиляция электродвигателей -
принудительная. Предусмотрены две ступени ослабления возбуждения: 57-63
и 35-39%.
Для управления тепловозом служит контроллер КБ-1552, имеющий
реверсивную и главную рукоятки; главная рукоятка - нулевую и 15 рабочих
позиций.
Три вентилятора холодильника, вентиляторы охлаждения тяговых
электродвигателей приводятся во вращение трехфазными асинхронными
электродвигателями. Компрессор ПК-35М (двухступенчатый,
двухцилиндровый, подача воздуха 3,7 м2/мин) приводится
электродвигателем постоянного тока. Для пуска дизеля и питания цепей
управления и освещения служит стартер-генератор СТГ-7 мощностью 50 кВт
(напряжение 110 В, частота вращения 1150-3300 об/мин).
Тепловоз имеет силу тяги продолжительного режима 24 600 кгс при
скорости 24,2 км/ч. Конструкционная скорость 100 км/ч, вес тепловоза в
рабочем состоянии 120 тс, запас топлива 3480 кг, песка 450 кг, воды
1250 кг и масла 1000 кг.
Тепловоз рассчитан на работу с пассажирскими поездами с максимальной
скоростью 140 км/ч (передаточное отношение редуктора 1 : 3,15) и на
колее 1435 мм путем замены колесных пар. Тепловозы ТЭ109 №001 и 002 в
1968-1969 гг. прошли сравнительные испытания с тепловозом 2ТЭ40-005 и
тепловозами 2ТЭ10Л в депо Бельцы Одесско-Кишиневской дороги. В
одинаковых условиях работы тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ40 (работали
одиночными секциями) расход топлива у них был на 9-11% меньше, чем у
тепловозов 2ТЭ10Л.
В октябре-ноябре 1969 г. Ворошиловградский тепловозостроительный завод
им. Октябрьской революции выпустил два двухсекционных тепловоза 2ТЭ109.
На тепловозе №001 были установлены дизели 2Д70, на тепловозе №002 -
дизели 1А-5Д49. Дизели 2Д70 имеют одинаковые с дизелями тепловозов
2ТЭ40 параметры.
Сравнительные эксплуатационные испытания этих тепловозов при работе по
одной секции проводились в депо Бельцы зимой 1969-1970 гг., затем эти
тепловозы в двухсекционном виде работали в депо Печора Северной дороги
до апреля 1971 г. Они расходовали меньше топлива по сравнению с
тепловозами 2ТЭ10Л примерно на 14%. Используя опыт создания и
эксплуатации тепловозов ТЭ109, Ворошиловградский завод внес в их
конструкцию ряд усовершенствований, строил их в дальнейшем для колеи
1435 мм. Опытные же тепловозы ТЭ109 использовались на хозяйственной
работе.
Некоторые внешние отличия ТЭ109 и 2ТЭ109: боковые стекла кабин 2ТЭ109,
ТЭ109-001 и ТЭ109-002 несколько выше, чем на серийных машинах. Средние
кабины (№2) на 2ТЭ109 имели 3 матовых стекла для монтажа межсекционного
перехода.
ТЭ109-001 (был в работе до 1988 г.) имел номера, написанные краской, а
ТЭ109-002 - на черных световых стеклах. Причем у ТЭ109-002 номера были
расположены под боковыми стеклами кабины, а у серийных по центру кузова
спереди.
ТЭ109-002 до последнего времени находился во ВНИИТИ в
законсервированном состоянии (кузов заварен), но на родных тележках. В
отличии от остальных, он окрашен в зеленый цвет.
Одно время ТЭ109-001 и одна (битая) секция находились на ПМС089 Семрино. В настоящее время они списаны.
ТЭ109-002 в 1980 г. находился на станции Гомель-нечетный с выбитыми
стеклами и надписью на кузове "Экспериментальный Бел. ИИЖТ".
В 1993 г. на Красноуральском медеплавильном комбинате (Свердловская
обл.) работал ТЭ109-015, ТЭ109-013 и ТЭ109-021 были списаны.
На Североуральских бокситовых рудниках стояли в "мертвом" запасе
ТЭ109-019, ТЭ109-020 и ТЭ109-024. Ранее эти тепловозы работали на
Березовском руднике "Уралзолото" под Свердловском.
ТЭ109-016 до настоящего времени находится в ППЖТ Бокситогорск, а
ТЭ109-026 в ППЖТ Пискалево (данные августа 1998 г.). ТЭ109-018 списан в
ППЖТ Пискалево.
Все тепловозы этой серии первоначально окрашивались в "экспортном"
варианте: кузов темно-вишневый (ТЭ109-015 - синий), иногда с
опоясывающей желтой полосой по низу кузова, крыша - серая.
|
Категорія: Тепловозы | Додав: railroadersclub (13.03.2009)
|
Переглядів: 4001
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Форма входу |
|
|
Пошук |
|
|
Залізниці України |
|
|
Сайт існує |
|
|
|
|